Где только ни живут наши соотечественники! В Австралии, Аргентине, Канаде, Израиле, не говоря уже о ближнем зарубежье. Наши земляки в США основали свой собственный город Полоцк, разговаривают на белорусском языке, поют национальные песни, издают учебники и книги о родной Беларуси.
Слишком долго и отчаянно нас убеждали, что мы не существуем как нация. Но молодая белорусская нация - есть! И коль уж мы смогли развести этот костёр национального самосознания, то должны достойно его оберегать, помогать ему гореть ярче.
Однажды обыкновенным весенним вечером я гуляла по улицам Минска. Мне казалось, будто я, как маленький ребёнок, с головой укрылась мягким одеялом и вижу солнечные миражи. Я шла от главной площади города, площади Победы, узкими проходами между домами, заглядывала в весенние дворики, вдыхала запах распускающихся почек, и мне казалось, что лето уже наступило. Куртка была небрежно дисквалифицирована в сумку, в ушах звучали привычные ритмы легкомысленной мелодии. Затем песня сменилась, зазвучали мотивы белорусского фольклора. Я удивилась, но затем вспомнила, что эту песню мне посоветовала послушать учительница белорусского языка. Она сказала, что эта песня будет особенно актуальна для нас, молодых и рвущихся в мир. Песня называлась «Я ад вас далёка». Музыка была приятной, но грустной; моё почти летнее настроение слегка потускнело, но полностью своих красок не утратило.
«Я ад вас далёка, бацькаўскія гоні, -
На чужое неба ўжо гляджу сягоння.
Але думкай, сэрцам толькі вас я знаю,
Як і жыў, жыву я ў сваім родным краі»
Мужской голос рассказывал о человеке, который живёт далеко за пределами своей родины, как ему там тоскливо, как он мечтает увидеть родные пейзажи и встретиться с земляками…
В это время я проходила мимо Белорусского академического театра имени Янки Купалы. Остановившись поодаль, я стала наблюдать, как люди изучают афишу, как они торопятся попасть на спектакль. В театр заходили и пожилые люди, и люди среднего возраста, и совсем молодые пары… Я продолжила свою прогулку, поставила песню на повтор.
Белорусы - народ достаточно коммуникабельный. Наша нация распространилась на все континенты. Белорусские поселения существуют и в Австралии, и в Аргентине, и в Израиле, и в Канаде, не говоря уже о ближнем зарубежье. А белорусская диаспора в Америке! Это, пожалуй, самый показательный пример. Белорусы, живущие в США, создали там свой собственный белорусский город Полоцк, разговаривают они на чистом белорусском языке, поют народные белорусские песни и печатают учебники и книги о далёкой Беларуси. Многие белорусские эмигранты живут так далеко, что редко кому из них удаётся вернуться или хотя бы раз в жизни навестить страну своих предков. Они особенно любят наши песни, полные национальной гордости и тоски по родине, ценят белорусских деятелей искусства и науки. Нам действительно есть кем гордиться: Янка Купала, Якуб Колас, Франциск Скорина, Элаиза Пашкевич… Список можно продолжать до бесконечности. А ведь наша популяция составляет немногим более десяти миллионов человек! И среди них - столько ярких исторических личностей!
Люди живут, развиваются, выезжают заграницу, многие возвращаются, а многие - нет. Этот процесс нескончаем, но важно то, что там, за многими морями и океанами, люди помнят о том, кто они и откуда.
«Я ад вас далёка... Жыву між чужымі,
Чую ж вашы песні, - водклік шлю сваімі;
Дабываю песні ад душы, ад сэрца,
Аж бы сам за імі к вам ляцеў, здаецца,»
- словно соглашался с моими мыслями голос из наушников. Белорусская молодёжь настолько сильно подвержена влиянию моды на заграничную жизнь, что слепо доверяется и идёт за ней. Юные, ещё не получившие достаточного жизненного опыта, девушки и юноши стесняются признаваться в том, что они уроженцы Беларуси. Люди же, прожившие долгие годы вдали от родины, ощутившие всю горечь разлуки с родной землёй, с гордостью говорят о своих корнях и подчёркивают свою принадлежность к белорусам. Всё-таки каждый из нас - частица единой белорусской нации независимо от того, где он живет и чем занимается. Белорусы же, живущие в родной стране, должны оберегать её и согревать, помогать друг другу. Наша нация не такая уж и большая. Кроме того, она и сформировалась то не больше двух веков назад. Мы - люди, о существовании которых долгое время никто не знал, нас убеждали в том, что нас не существует. И раз уж мы смогли развести этот огонь национального самосознания и общего нашего призвания быть белорусами, то должны достойно поддерживать его, оберегать, помогать ему гореть всё ярче. Я горжусь тем, что я - белоруска! И тысячи эмигрантов из Беларуси, покинувшие нашу родину по тем или иным причинам, тоже этим гордятся! Так почему же не считать нашу нацию сильной и красивой птицей? Наш полёт только начался, и зависит он от того, насколько слаженно мы будем помогать друг другу, насколько крепко в нас будет понимание своей принадлежности к белорусской нации.
...Солнце уже почти зашло, когда я вернулась домой. Укутавшись в пушистый плед, я сидела, пила чай из и всё продолжала думать о том, как же нелегко, должно быть, было бы мне, если бы пришлось покинуть родной город и родную страну. «Да, - подумала я. - Должно быть и в самом деле в душе каждого белорусского человека горит яркий лепесток нашего общего жгучего пламени, который наверняка не позволит так просто расстаться с ним.»
18/05/2007
Что то мне подсказывает, что мнение об эмиграции как об измене Родине не на пустом месте родилось.
У нас даже культура экспортно-показушная. При иностранцах мы все из себя самосвядомыя, а "в быту" вполне себе нормальные люди.
Нет, ну действительно, "один белорус нахваливает другому стихи Янки Купалы" - звучит бредово, да? Зато мы с готовностью и рвением нахваливаем забуржуйских авторов. Глобализация.
Некоторые уезжая начинают просто на просто новую жизнь...
И думать не хотят о прошлой жизни...
Допустим о тех бедах и проблемах которые с ними происходили...
В том же самом Минске!
про белорусскую нацию лучше промолчу..
я говорю совсем даже не о современном большинстве. таких примеров патриотизма действительно много, просто мы о них не знаем, потому что для нас уехать из Беларуси - значит найти более комфортную и свободную жизнь. я писала о тех людях, которые выехали туда по каким-то своим соображениям, но, тем не менее, поняли что значит оказаться вдалеке от своей родины, переехать в другую страну, где ты нах никому не нужен и т.п. я знаю таких людей, поэтому могу с уверенностью так говорить. мой крёстный так и не смог покинуть родные места, хотя живёт он в посёлке, куда хлеб привозят три раза в неделю. мой троюродный братик уехал в Москву, отучился, поработал три года - и в этом году вернулся. даж сосед из Израиля приехал! хотя и прожил там пять лет, и невесту себе там нашёл, и жил он далеко не в самой бедноте и отнюдь не в опасной зоне. да, они возвращались и оставались на родине не потому, что там не могли без неё, но признавались, что тяжело это очень.
скорее это моё больше про людей другого воспитания, которым ещё Сталин вдалбливал о том, что секса нет и родина - мать. но тем не менее, такое существует и спорить с этим бессмысленно.
1) Для газетной статьи это черезчур эмоционально. Здесь преобладает твоё отношение к информации, а не сама информация. Можно рассказать о событии так, чтобы в этом "преподнесении" отчётливо наблюдалась позиция автора. Но, по-моему, не стоит ставить на одну ступень "преподнесение" и открытое высказывание своих мыслей (и тем более не стоит их путать). Ценность газет в том, что они дают информацию, оставляя при этом поле для размышлений и выводов.
2) Немного резкие переходы от "повествовательно-описательных" кусков к "информативным".
3) А ведь наша популяция составляет немногим более десяти миллионов человек!
Вот тут-то, батенька, ты и зарылся!))) Так красиво говорить о маленькой, но уже "самасвядомай" нации, о том что её не признавали и в грош не ставили, чтобы потом перечеркнуть (или подчеркнуть?) это всё зоологическим термином.
последнее замечание не ферштейн